На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

РБК СТИЛЬ

2 270 подписчиков

Свежие комментарии

Осенний арт-сезон в галереях: куда идти и что смотреть

В сентябре отдохнувшие летом галеристы и коллекционеры начали осенний арт-сезон. И в середине октября можно сказать, что арт-мероприятия сейчас лаконично описываются модным словом demure: вернисажи — сдержанные, а экспозиции — без вызова и провокаций.

Москва

Несмотря на то что дискуссии о кризисе арт-рынка не утихают, заметен тренд на увеличение галерейных пространств.

Так, на карте города уже появились две новые точки получивших известность и любовь публики галерей: нижегородская Futuro открыла свое первое пространство на «Винзаводе» проектом независимой спекулятивной самоорганизации NONSNS, а существовавшая до этого в онлайне галерея shift — на Тверской улице групповой выставкой «Личные обстоятельства», которая объединяет работы всех художников галереи под кураторством Андрея Василенко.

Галерея FUTURO
Галерея FUTURO
Галерея FUTURO
Галерея shift
Галерея shift
Галерея shift
1
из
6
Галерея FUTURO
© Анатолий Козьма
Галерея FUTURO
© Анатолий Козьма
Галерея FUTURO
© Анатолий Козьма
Галерея shift
© пресс-служба
Галерея shift
© пресс-служба
Галерея shift
© пресс-служба

Готовит открытие собственного пространства на Рождественском бульваре онлайн-галерея «Объединение», существующая с 2017 года и перезапустившаяся в текущем формате в 2021-м.

«Сейчас мы пробуем новое и открываем шоурум, в котором планируем встречаться с клиентами и коллекционерами для показа работ, а также делать камерные выставочные проекты наших авторов, — говорит операционный директор галереи Александра Жиленко. — Мы всегда присутствовали офлайн: участвовали в ярмарках, делали совместные выставки с дружественными галереями и пространствами. Поэтому сейчас планируем совмещать свое прежнее активное присутствие онлайн и экспериментировать с новыми форматами».

Галерейный бизнес не только деятельность по продаже искусства, но и один из системообразующих форматов на арт-рынке. Высокие стандарты задают мировые мегагалереи (Gagosian, Hauser & Wirth, Pace, David Zwirner и др.): они ведут обширную просветительскую деятельность — записывают регулярные подкасты, проводят лекции и паблик-токи, поддерживают музейные выставки художников, выпускают книги, каталоги и периодические издания, открывают пространства в исторически значимых зданиях крупнейших городов и ведут за собой толпу лояльных коллекционеров. Конечно, и штат сотрудников, обеспечивающих такую активную деятельность, измеряется парой сотен специалистов.

Новый российский выставочный сезон показывает, что крупные игроки стремятся следовать этим примерам в силу своих возможностей. Например, основанная Екатериной Ираги галерея Iragui в сентябре открыла филиал в Париже выставкой Ольги Чернышовой, известной и покупаемой в Европе.

Один из первых московских осенних проектов случился еще в конце августа: Алина Пинская устроила в Alina Pinsky Gallery групповую выставку «Кое-что о цветах», представив сюрреалистические композиции Льва Повзнера, лаконичные натюрморты Ани Желудь, крупноформатные полотна Игоря Шелковского и другое.

На выставке собраны произведения 19 авторов с временным разбросом 100 лет. Цветы — тема круглогодичная и всегда актуальная не только для коллекции, но и для вдохновения. Галерея постоянно занимается развитием карьеры своих авторов, с которыми работает эксклюзивно не первый год, — Игоря Шелковского, Льва Повзнера, Михаила Чернышова, Татьяны Андреевой, Наталии Турновой, Игоря Скалецкого, Наташи Хабаровой, Евгения Музалевского.

Лев Повзнер. «Тайна опыления». Из серии «Трава», 2014 г. Alina Pinsky Gallery
Игорь Шелковский. Из серии «Цветы», 2021 г. Alina Pinsky Gallery
Татьяна Андреева. «Мак» (блуза). Из серии «Увеличение», 1983 г. Alina Pinsky Gallery
Федор Семенов-Амурский. «Цветы», конец 1960 — начало 1970-х. Alina Pinsky Gallery
1
из
4
Лев Повзнер. «Тайна опыления». Из серии «Трава», 2014 г. Alina Pinsky Gallery
© пресс-служба
Игорь Шелковский. Из серии «Цветы», 2021 г. Alina Pinsky Gallery
© пресс-служба

Татьяна Андреева. «Мак» (блуза). Из серии «Увеличение», 1983 г. Alina Pinsky Gallery

© пресс-служба

Федор Семенов-Амурский. «Цветы», конец 1960 — начало 1970-х. Alina Pinsky Gallery

© пресс-служба

Персональная выставка последнего как раз идет в недавно открывшемся после ремонта Мультимедиа Арт Музее, Москва (МАММ). «Монохром, с мамой за спиной» — новая серия молодого (Евгений родился в 1995 году) художника, задуманная специально для институциональной выставки и состоящая из двух условных разделов — монохромных и двойных работ, созданных в паре с мамой. Там же открыта большая выставка Игоря Шелковского, художника-нонконформиста, чьим творческим наследием Alina Pinsky Gallery активно занимается уже несколько лет. В МАММ представлено более 60 работ, в том числе тотальная инсталляция «Мастерская художника». Последний раз персональная выставка этого значительного автора была семь лет назад в Новой Третьяковке.

Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
1
из
4
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
© пресс-служба
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
© пресс-служба
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
© пресс-служба
Выставка Евгения Музалевского «Монохром, с мамой за спиной» в Мультимедиа Арт Музее
© пресс-служба

Галерея XL представила выставку Александра Повзнера, запоминающегося парадоксальным сочетанием образов как в скульптуре, так и в живописи. Название Limbo, означающее некое подвешенное состояние, присуще персонажам показанной серии, созданной еще в 2022 году. Известный ироничными работами художник буквально изображает своих героев, подвешенных как будто на веревку для сушки белья, на которой те развеваются от порывов ветра.

Выставка Александра Повзнера «Limbo», Галерея XL
Выставка Александра Повзнера «Limbo», Галерея XL
1
из
2
Выставка Александра Повзнера «Limbo», Галерея XL
© Евгения Гетингер
Выставка Александра Повзнера «Limbo», Галерея XL
© Евгения Гетингер

Галерея pop/off/art, которая в прошлом сезоне влюбила публику в творчество Злотникова, Михнова-Войтенко и Лебедева на персональных музейных выставках в Новой Третьяковке, Московском музее современного искусства и музее AZ, получила звание стенда года на Cosmoscow и провела с десяток галерейных выставок, сейчас показывает новую серию «Охра» художественного дуэта Бегальская & Вилкин, финалистов премии «Инновация» 2016 года.

А во втором пространстве, на Большом Палашевском, открытом в конце 2023 года специально для работы с наследием второй половины XX века, галерея «переоткрывает» Владимира Куприянова, фотографа-экспериментатора из круга нонконформистов 1980-х — Пригова, Монастырского, Лебедева. Живший в Москве Куприянов печатал на пластике, стекле, делал коллажи, создавал инсталляции и объекты, достигая любопытных художественных эффектов. Большая ретроспективная выставка фотографа под кураторством Виктора Мизиано открылась также в ММОМА на Гоголевском.

Выставка «Охра» художественного дуэта Вилкин&Бегальская. Галерея pop/off/art
Выставка «Охра» художественного дуэта Вилкин&Бегальская. Галерея pop/off/art
Выставка Владимира Куприянова. Галерея pop/off/art
Выставка Владимира Куприянова. Галерея pop/off/art
Выставка Владимира Куприянова в ММОМА
Выставка Владимира Куприянова в ММОМА
1
из
6
Выставка «Охра» художественного дуэта Вилкин&Бегальская. Галерея pop/off/art
© Денис Лапшин
Выставка «Охра» художественного дуэта Вилкин&Бегальская. Галерея pop/off/art
© Денис Лапшин
Выставка Владимира Куприянова. Галерея pop/off/art
© Денис Лапшин
Выставка Владимира Куприянова. Галерея pop/off/art
© Денис Лапшин
Выставка Владимира Куприянова в ММОМА
© пресс-служба ММОМА
Выставка Владимира Куприянова в ММОМА
© пресс-служба ММОМА

Выставку еще одного художественного тандема демонстрирует галерея «Триумф». Мария Сафронова и Антон Кузнецов, включенные в топ-100 художников по версии InArt (в 2017 и 2019 годах), сделали высказывание на экологическую тему, популярную в глобальном арт-дискурсе. Они обращают внимание на проблему вымирания пчел и показывают ее в живописи, графике и инсталляции как метафору современной жизни общества.

Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
1
из
4
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
© пресс-служба
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
© пресс-служба
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
© пресс-служба
Выставка Марии Сафроновой и Антона Кузнецова, Галерея Триумф
© пресс-служба

Работы художников того же поколения в диалоге с молодыми авторами показывает Vladey — групповой выставкой «Возвращенный взгляд» в своем пространстве на «Винзаводе» (с участием Егора Кошелева, Леонида Цхэ, Larkandre, Даниила Васильева) и персональной выставкой Леонида Цхэ «Каприччио» в пространстве на Неглинной.

Искусствовед и куратор обеих выставок Сергей Хачатуров размышляет о траекториях взглядов художников, организуя диалог авторов одного поколения между с собой и с их учениками/учителями (Егор Кошелев и его ученик Larkandre (Андрей Жаворонков) — Леонид Цхэ и его ученик Даниил Васильев) через призму двух сюжетов из истории античной культуры — мифами о Медузе горгоне и Пигмалионе.

Новое искусствоведческое открытие Ильдара Галеева можно увидеть в Галеев-галерее, открытой в 2006 году и специализирующейся на довоенном отечественном искусстве, а в этот раз еще и подкрепленное книгой Антонины Заинчковской, выпущенной Ad Marginem. Книга и выставка приурочены к 30-летнему юбилею издательства. Речь о Вере Ермолаевой (1893–1937) — деятельнице русского авангарда, правой руке Казимира Малевича и теоретике пластического реализма, которую Шагал называл «витебской Джокондой». На выставке представлены живопись, станковая и книжная графика, сами книги и уникальная промграфика.

Вера Ермолаева. «Два коня». 1928
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге Л. Савельева «Сильнее всех». 1932
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге А.Введенского «Рыбаки». 1929
Вера Ермолаева. Эскиз для промграфики. Конец 1920–1934
1
из
4
Вера Ермолаева. «Два коня». 1928
© пресс-служба
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге Л. Савельева «Сильнее всех». 1932
© пресс-служба
Вера Ермолаева. Иллюстрация к книге А.Введенского «Рыбаки». 1929
© пресс-служба
Вера Ермолаева. Эскиз для промграфики. Конец 1920–1934
© пресс-служба

Две посмертные галерейные выставки народно-любимого фотографа Дмитрия Маркова собирают толпы поклонников в галерее Anna Nova Gallery в Санкт-Петербурге и pennlab.gallery в Москве. Как и все его наследие, это простые сцены из жизни страны, снятые на телефон. Соединение документального стиля с художественным подходом дает образы, понятные широкой аудитории. Часть вырученных средств от продажи билетов и фотографий будут перечислены благотворительному фонду «Алиса» и проекту «Выжившие». Эти деньги направят на открытие реабилитационного центра имени Маркова, который займется комплексной поддержкой подростков, употребляющих ПАВ: они будут проходить программу социально-психологической реабилитации и учиться адаптироваться в обществе.

Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
1
из
4
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
© пресс-служба
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
© пресс-служба
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
© пресс-служба
Выставка Дмитрия Маркова в галерее Anna Nova
© пресс-служба

HSE Art gallery, которая изначально открывалась как пространство для студентов, сегодня имеет уже две локации (первая — на Малой Пионерской, 12, и вторая — на «Винзаводе») и по содержанию давно вышла за рамки студенческих выставок: работы художников-преподавателей, среди которых были или есть Владимир Дубосарский, Ольга Чернышева, Владимир Потапов, регулярно выставляются в галерее. Редкие вещи из собрания известного коллекционера Пьера-Кристиана Броше объединены с работами молодых авторов темой городского пространства в галерее на «Винзаводе». Среди вещей из коллекции — знаменитые вырезанные глаза Кирилла Кто, металлические объекты Анны Желудь, ироничные баннеры группы «Синие носы», живопись Константина Звездочетова, скульптуры из хлеба Андрея Кузькина и другое.

Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
1
из
7
Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
© Рита Умнова
Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
© Рита Умнова
Выставка «Длительность распада / Почуй. Полесье». HSE ART GALLERY на Пионерской
© Рита Умнова
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
© Рита Умнова
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
© Рита Умнова
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
© Рита Умнова
Выставка «Город [следы и тропы]». HSE ART GALLERY на Винзаводе
© Рита Умнова

Рынку молодого искусства в России около десяти лет, а молодыми художниками считаются авторы, которые делают первые шаги в художественной карьере и едва ли имеют несколько записей в профессиональном CV. Галерея OilyOil, как раз отмечающая в этом году десятилетие, в момент своего открытия была первой онлайн-галереей, представляющей именно молодое искусство, и сейчас показывает выставку своих первых авторов — Антона Тотибадзе и Саши Пастернак в пространстве Lobby. «За десять лет в современном искусстве в России случились разительные перемены. Были «Винзавод» и несколько офлайн-галерей. Все работали с известными именами, открытия новых давались тяжело и путем упорного труда. Но именно в то время мировой рынок стал смотреть в сторону affordable art. Эту тенденцию подхватили и в России. Стали появляться онлайн-галереи, специализирующиеся на молодых, но неизвестных художниках», — говорит основатель OilyOil Екатерина Положенцева.

По ее словам, это был глоток свежего воздуха: «За ними интересно было наблюдать, с ними можно было поддерживать связь в социальных сетях (в отличие от известных больших художников), а главное — их искусство стало доступно многим, кто хотел повесить дома картину и с гордостью рассказывать о ней гостям. Сегодня молодые художники хорошо владеют навыками селф-маркетинга и могут продавать себя сами, что хорошо, поскольку художник может зарабатывать любимым ремеслом. Но глобально правила не изменились: для попадания на ярмарки (пофантазируем, что все же мировые) художнику все еще нужна галерея, которая берет на себя много процессов, никак не связанных с творчеством. Посмотрим, что принесет нам следующее десятилетие. Мой личный прогноз — возвращение интереса к станковой академической живописи».

На самом деле предсказание уже сбывается. И если на ярмарке blazar можно было увидеть разнообразие медиумов, в которых работают художники, то галереи, работающие с молодыми художниками, демонстрируют в основном живопись. Это и выставка «Хорошая живопись» с говорящим названием в галерее szena/сцена, где представлены не только живописные работы, но и любопытные эксперименты со слоями и материалами.

В галерее a-s-t-r-a сразу два художественных имени: Артур Кривошеин, выпускник МГТУ им. Баумана и «Свободных мастерских» ММОМА, с персональным проектом и новая арт-группа 2КМ, в которой он работает вместе с другим молодым художником, Владом Мальцевым. Галерея Sistema выступает с амбициозной темой анализа трендов в арт-рынке, но, как показывает опыт, в истории остается искусство, которое трендам как раз не следует.

Классическая тема пейзажей выбрана галереей 11.12 — выставка «Мой двор» Ивана Волкова и московским филиалом ландшафтного бюро МОХ — выставка «Нимфея Альба» дачных видов Саввы Савельева. Галерея Set Projects, специализирующаяся на авторской графике, продолжает природную тему и в День грибника, 3 октября, презентовала проект «Грибница» с участием семи женщин-художниц.

Выставка «Грибница».  Галерея Set Projects
Выставка «Грибница».  Галерея Set Projects
Выставка «Грибница».  Галерея Set Projects
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
1
из
6
Выставка «Грибница». Галерея Set Projects
© пресс-служба
Выставка «Грибница». Галерея Set Projects
© пресс-служба
Выставка «Грибница». Галерея Set Projects
© пресс-служба
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
© Женя Баранова
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
© Женя Баранова
Выставка «Нимфея Альба» Саввы Савельева. Московский филиал ландшафтного бюро МОХ
© Женя Баранова

Групповые выставки последнее время собираются на темы чувств, воспоминаний и душевных переживаний авторов. В Serene gallery «Следуй за звездопадом» соединила работы Оли Австрейх, ХО ГУЙ, Марии Ермоленко, Сергея Карева, Вики Кошелевой, Саши Нестеркиной и других. И в отличие от многих галерей здесь можно приобрести не только живопись, но и скульптуры и видео-арт. На тему ностальгии свой кураторский проект подготовил Art & Brut: три главы отражают разные периоды нашей недавней истории и их эмоциональные оттенки.

Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
1
из
4
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
© пресс-служба
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
© пресс-служба
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
© пресс-служба
Выставка «Следуй за звездопадом». Serene gallery
© пресс-служба
Санкт-Петербург

Сезон в Петербурге запомнится персональными выставками известных художников. В Anna Nova Gallery уже упомянутая выставка фотографии Дмитрия Маркова. В MYTH — персональный выставочный проект Никиты Селезнева «Норма»: новые работы художника, созданные после переезда в Нью-Йорк, — видео, объекты, керамические скульптуры и графика на бетоне. Это вторая персональная выставка Селезнева в пространстве галереи. Первая, «Карате-поэзия», прошла в 2020 году.

В Marina Gisich Gallery под кураторством Олеси Туркиной проходит персональная выставка Тани Ахметгалиевой «Электросон». Она переносит образы из киберпространства на традиционные холст и бумагу маслом и акварелью. А в Marina Gisich Projects серия живописи и графики Алексея Гана. В своих работах он ищет баланс между абстракцией и пейзажем. Всеми любимые компактные вышивки Саши Браулова представлены в DiDi Gallery.

Галерея Marina Gisich
Галерея Marina Gisich
Галерея Marina Gisich
Галерея Marina Gisich
1
из
4
Галерея Marina Gisich
© gisich.com
Галерея Marina Gisich
© gisich.com
Галерея Marina Gisich
© gisich.com
Галерея Marina Gisich
© gisich.com
Нижний Новгород

Уже несколько сезонов Нижний Новгород называют культурной столицей, но что касается арт-рынка, в данный момент он еще не проснулся. Активные нижегородские галеристы сосредоточены на московских арт-ярмарках и в случае с Futuro — на своем постоянном пространстве. Нижегородская студия «Тихая» — не галерея, а скорее самоорганизация или институция нового типа, как она сама себя называет, — дала старт и опору многим авторам. Двое из них представляют персональные выставки в уважаемых московских институциях: Всеволод Абазов, участник команды стрит-артистов «Той», с персональной выставкой «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования» — в Фонде Ruarts, а в Iragui Projects — Иван Белов с проектом «Без излишеств», исследующим архитектурные традиции советского модернизма.

Всеволод Абазов. «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования». Фонд Ruarts
Всеволод Абазов. «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования». Фонд Ruarts
1
из
2
Всеволод Абазов. «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования». Фонд Ruarts
© ruarts.foundation
Всеволод Абазов. «Руки, ноги, голова и другие предметы для повседневного пользования». Фонд Ruarts
© ruarts.foundation

Пока галерейные выставки обновляются каждый месяц, а новые проекты точечно появляются и в других российских городах, можно утверждать, что арт-рынок бодр и активен. По мнению Сергея Попова, искусствоведа, основателя и совладельца галереи pop/off/art, которая отмечает 20-летие в этом году, состояние арт-рынка в России этой осенью «вполне вдохновляющее».

«Летом, особенно в августе, казалось, что некоторые процессы затормозились. Но начался активный сезон, и коллекционеры, а также новые покупатели вернулись к деловой активности. Спрос на некоторых художников зашкаливающий. Речь об инвестиционно привлекательных авторах заходит постоянно. Видимо, многие склонны рассматривать искусство как одну из форм защиты активов, и это справедливо: достойного искусства не так много. Кто-то замер в ожидании Cosmoscow — ярмарка выступает показателем рынка, и ее перенос на конец октября мог немного замедлить рыночные процессы. Но я ожидаю в дни вокруг ярмарки пиковый, как обычно, спрос», — говорит Сергей Попов.

 

Ссылка на первоисточник
наверх