Дебют Элиф Батуман появился на русском как нельзя кстати: Vulture, например, только что включили «Бесов» в список лучших книг XXI века — наряду с «Поправками» Джонатана Франзена, «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро и «Неаполитанским квартетом» Элены Ферранте. Это, конечно, не аванс: критики зряче проголосовали за текст, который проваливается мимо четких определений и категорий.
В похожем жанре работает русско-американский филолог Александр Жолковский, и если все-таки попытаться охарактеризовать то, чем занимается Батуман, на ум приходит жолковское как раз слово «виньетка» — игривый литературоведческий мемуар, в котором интимное неотделимо от академического. Не то чтобы в заветной сотне не хватало «Напрасных совершенств» или «Эросипеда» (от России там, очень условно, только мировая суперзвезда Светлана Алексиевич с «Чернобыльской молитвой») — это мы все к тому, что отечественный читатель уже представляет, каково это — когда школьная классика становится поводом для совсем не школьных …
Свежие комментарии